Рус/Eng |
ГЛАВНАЯ | ПЕРСОНАЛИИ | Хоровая музыка | Записи С.Я.Лемешева | Оперы | Инструментальная музыка | Русское вокальное искусство | КАК КУПИТЬ |
ПОКРОВСКАЯ Нина (сопрано) Rec. 1949-1960 |
AQVR 432-2 16-стр. буклет, ADD | 1. Речитатив и ария Леоноры (Л. ван Бетховен «Фиделио», 1 д.) 2. Ария Донны Анны (В.А. Моцарт «Дон Жуан», 1 д.) 3. Речитатив и романс Аиды (Дж. Верди «Аида», 3 д.) 4. Сцена Сантуццы, Туридду и Лолы (П. Масканьи «Сельская честь») 5. Ариозо Ярославны (А. Бородин «Князь Игорь, 1 д.) 6. Сцена и каватина Гориславы (М. Глинка «Руслан и Людмила», 3 д.) 7. Сцена Земфиры и Алеко (С. Рахманинов «Алеко») 8. Колыбельная Марии (П. Чайковский «Мазепа», 3 д.) 9. Сцена у канавки (П. Чайковский «Пиковая дама», 3 д.) 10. Ариозо Кумы (П. Чайковский «Чародейка», 4 д.) 11. Нина Покровская рассказывает 12. Зачем тебя я, милый мой, узнала (русская народная песня) 13. Я жду тебя (С. Рахманинов - М. Давидова) Туридду - Алексей Ильин, Лола - Кира Леонова (6), Алеко - Иван Петров (7), Герман - Георгий Нэлепп (9) Оркестр Большого театра (1-6, 8, 9), Большой симфонический оркестр Комитета радиоинформации (7) Дирижёры: Василий Небольсин (1, 2, 4, 5, 8), Александр Мелик-Пашаев (3, 9), Кирилл Кондрашин (6), Николай Голованов (7) Партия фортепиано - Владимир Шрайбман (10), пианист неизвестен (12, 13) Запись 9 октября 1949 г. (5), 1949 г. (8), 13 июня 1950 г. (10), 29 декабря 1951 г. (3), 1951 г. (7), 31 марта 1953 г. (9), 1954 г. (6), 7 марта 1955 г. (1, 2), 1955 г. (12, 13), 1957 г. (4), 1960 г. (11) Альбом выдающейся певицы Большого театра 1940-50-х годов Нины Ивановны Покровской - её первый сольный альбом: у неё никогда не было даже ни одной долгоиграющей виниловой пластинки (впрочем, как и у её коллеги Е.Ф. Смоленской, альбом которой вышел недавно). При том, что она пела ведущие партии во многих операх, часто пела премьерные спектакли. Этот диск составлен по материалам разных архивов. В него вошли, наряду с известными, довольно много редких, никогда не публиковавшихся записей. Альбом открывается ариями Леоноры ("Фиделио") и Донны Анны ("Дон Жуан"). Партию Леоноры Покровская пела на премьере постановки в Большом театре и теперь мы впервые можем услышать, как она в ней звучала. Ария Донны Анны - тоже большая редкость, тем более, что у нас осталось совсем немного звуковых свидетельств постановки "Дон Жуана" 1950 г. Речитатив и романс Аиды взят из полной живой записи оперы, которую мы когда-то впервые издали целиком. Однако на диске приведён вариант вымонтировки, подготовленный в те годы студией "Радиофильм" (скорее всего для какого-то радиорепортажа) и сохранившийся в архиве радио как отдельный номер. Кажется, он звучит несколько лучше ("первозданнее") по сравнению с полной оперой, передававшейся в эфир в позднейшие годы. Впрочем, судить об этом слушатели могут сами. Абсолютно уникальный и бесценный номер альбома - большая сцена Сантуццы, Туридду и Лолы, записанная по трансляции спектакля "Сельская честь" со сцены Большого театра. Вот как вспоминала об этом спектакле сама Н.И. Покровская: "Наш спектакль был лирическим при всём драматизме ситуаций и накале страстей. Мы увидели в опере Масканьи лирическую трагедию, которую и пытались передать без криков и воплей. Экспрессия должна быть, но нельзя забывать, что мы - русские артисты, что в нашем отечественном театре сложились свои исполнительские традиции в передаче экспрессивного, драматического". Ариозо Ярославны из "Князя Игоря" в альбоме впервые представлено в студийном варианте. Ранее в "Аквариусе" выходила полная живая запись "Князя Игоря" с Покровской 1958 года (дир Е. Светланов). Студийная запись ариозо была сделана почти на десять лет раньше, в 1949 году, под управлением В. Небольсина, и до сих пор ещё ни разу не выпускалась. Это тоже одна из жемчужин альбома. Три следующих образа Покровской - Горислава в "Руслане и Людмиле", Земфира в "Алеко" и Мария в "Мазепе" - хорошо известны по классическим полным записям этих опер, но без них творческий портрет певицы был бы неполным. А вот следующий номер, я думаю, заставит содрогнуться даже завзятых меломанов и коллекционеров. Могу поздравить всех с потрясающим событием: теперь у нас, наконец, есть возможность услышать Н.И. Покровскую в партии Лизы из "Пиковой дамы"! И хотя полной записи оперы пока найти не удалось, но и представленная в альбоме живая сцена у канавки, да ещё в ансамбле с Г.М. Нэлеппом, производит неизгладимое впечатление. Сцена превосходно записана, все голоса хорошо слышны, ну и, конечно, слушать Нэлеппа-Германа в живой записи чрезвычайно интересно. Ариозо Кумы ("Где же ты, мой желанный?") из "Чародейки" у Покровской записано тоже вживую, под фортепиано. "Изюминка" альбома - небольшой аудиорассказ Н.И. Покровской о своём творческом пути, записанный для радиостанции её родного города Иваново, куда она приезжала на гастроли в 1960 году. Завершают альбом два концертных номера - русская песня "Зачем тебя я, милый мой, узнала", в то время входившая в репертуар многих певиц (начиная с А.В. Неждановой), и романс Рахманинова "Я жду тебя". Надо сказать, что после ухода Покровской из Большого театра она ещё какое-то время продолжала выступать с концертами. Теперь мы впервые можем услышать то немногое, что осталось от её концертного репертуара. В общем, этот альбом - дань памяти выдающейся певице и прекрасная возможность ещё раз погрузиться в старый, "настоящий" Большой театр, перелистать яркие страницы его истории, запечатлённые на архивных лентах. М. Никифоров |
Персоналии альбома | |
Слушать фрагменты | |
CD1 | 1- 2- 4- 5- 9- |